Статьи

К списку

СТИЛИСТИКА САДОВ.

Сад – это не просто набор хаотично разбросанных по участку элементов: цветов, кустарников, гномов, строений… Настоящий сад, независимо от размера, это, прежде всего, ГАРМОНИЯ: гармония чувств и ощущений, ароматов и цвета, гармония линий, форм и фактуры, гармония энергий и внутреннего пространства. Баланс всех элементов, выражение с их помощью общей идеи сада является основной задачей его стилевого решения. Следует помнить, что стиль сада это не только принцип и способ планировки… Стиль сада это показатель общественного статуса владельца, отражение его образа жизни, мировоззрения и внутренней философии.
_________________________
_____________________________________________________

За тысячелетнюю историю развития садово-паркового искусства сформировалось много садовых стилей, каждый из которых, подобно другим видам искусства, является непосредственным отражением своей эпохи, религии, философии. Однако все стили сада, несмотря на их многообразие, сложились под влиянием двух основных направлений.

Одно направление подчёркивает искусственность, воздействие человека на природу и предполагает внесение в композицию ощущения порядка, строгости и величия. Оно известно в садово-парковом строительстве как регулярное. В основе другого лежит естественная красота природы, оно носит название ландшафтного направления, или пейзажного.

_______________________________________________________________________________


РЕГУЛЯРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. 


Регулярный сад роскошен. Он предполагает строгую симметрию в планировке. Для него характерны наличие чётких геометрических форм, прямые линии, орнаментальные цветники с обилием цветов и оттенков. Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада. Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. Важным элементом регулярного сада является вода: строгой геометрической формы бассейны с фонтанами, каналы, каскады. 

Своими корнями регулярное направление уходит в глубокое прошлое. Сады Древнего мира, в частности Египта, Персии, судя по дошедшим до наших времён источникам, имели регулярную планировку

На древних фресках Египта можно найти не только изображения жрецов, гуляющих среди деревьев, но и вполне грамотные проекты обустройства небольших садиков. Нет сомнений, что основные принципы египетского садового искусства сформировались в многочисленных храмовых комплексах. Храмовые дворы представляли собой систему террас и портиков. Очень часто через все этажи шла сложная система оросительных каналов, и на каждой террасе был разбит цветник, окружающий небольшой пруд, или росли деревья и кустарники. 


В Древней Персии правителем Киром I, основателем династии Ахеменидов, уже был использован способ планировки сада «Чахар–Багх»( что означает «четыре сада»), который лежит в основе всех персидских садов и впоследствии был использован в других странах Ближнего Востока. Сады были прямоугольной формы и разделялись четырьмя каналами с проточной водой на четыре части. Рядом с каналами сооружались водоёмы геометрических форм, высаживались аллеи из тенистых деревьев. В центре сада, на пересечении главных аллей обычно устанавливалась беседка, павильон или даже дворец.


Четыре элемента в истории человечества издавна считаются сакральными.

В книге Бытия говорится, что «из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки». В древней персидской (иранской) керамике крест делит мир на четыре части с водоёмом или источником жизни в центре. Подобная мандала обнаруживается и в буддийской иконографии, где общий исток или центр разветвляется на четыре реки, символизируя плодородие и вневременность. Сама по себе мандала представляет собой геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса» и символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.


Мусульманский стиль.


С возникновением в VII в. н.э. исламской религии в рамках персидской традиции садового искусства развивается его исламская форма. В основу традиционно мусульманского сада ложится та же легенда о первозданном райском саде, месте обитания божеств. 

Мусульманские сады - одни из самых загадочных и неповторимых. Всё в них пронизано роскошью и духом восточных сказок: чарующее благоухание цветов, тихое журчание воды, текущей по мраморным ложам, экзотические деревья и бродящие в садах павлины. Трепетное и удивительное исламское восприятие мира создаёт неповторимый стиль, который несёт в себе тайну и волшебную красоту Востока. И хотя построение всех мусульманских садов подчинено строгим законам ислама, в них на удивление мало однообразия.

По форме сады были геометрическими, важную роль в них играла симметрия. В центре сада обязательно находился источник воды - фонтан или водоём, символизируя райский источник, от которого, согласно принципу «чахар-багх», по четырём сторонам света расходились каналы или аллеи. Водные каналы разделяли сад на 4 квадрата. Каждый из таких квадратов мог быть разбит на более мелкие. Каналы и бассейны были фланкированы дорожками, террасами, тенистыми аллеями, украшались цветниками или цветущими кустарниками, смягчающими рукотворную геометрию плана. Поскольку мусульманская вера запрещает изображать живые существа, в исламском искусстве зародилась удивительная орнаментика поверхности с её изящностью и чёткостью геометрических форм. Ведь квадрат и куб - это священные символы ислама.

Вода в мусульманском мире имела ключевое значение. Важность орошения признавалась по всему Среднему Востоку задолго до появления исламского сада, и значение и символизм воды не были утрачены с приходом мусульманства. В жарком климате и бесплодном ландшафте вода была источником жизни, освежая тело и дух, считалась символом чистоты. Фонтаны, каскады, каналы и бассейны были источником огромного разнообразия видов и звуков. Вода могла быть глубокой, темной, спокойной или быстротекучей и искристой. Края фонтанов и бассейнов часто оформляли в камне или мраморе. По ночам свечи ставились на крошечные плоты, чтобы их огонь отражался в неподвижной воде прудов, или же яркие лампы помещались за блестящими каскадами в резных нишах, в которых днём стояли вазы с цветами. Если сад располагался на наклонной поверхности, то он разбивался на террасы. Вода ниспадала с террас каскадами по резным скатам.

Мусульманский сад обязательно был закрыт стенами, выражая метафору, что за этими стенами

скрывается рай. Восхищает на редкость гармоничное сочетание в саду красоты и утилитарности. Плодовые деревья, помимо плодов, давали прохладную тень в сильнейшую жару; цветы, пряные растения и лекарственные травы дарили благоухание и краски; террасы и каналы служили садоводству и орошению, а каскады, бассейны и фонтаны охлаждали и насыщали влагой воздух, приятно журча и радуя глаз.

Правители утверждали благословенность своей власти на земле через строительство садов. Самый прекрасный правитель разбивает самый красивый сад – таков смысл многочисленных садовых проектов.


Мавританский стиль

 

В средние века в Испании, находящейся на протяжении восьми столетий под властью арабов (мавров), c учётом климатических условий, рельефа, испанских традиций, а также очень высокого развития науки и искусства сформировался несколько иной тип мусульманского сада. Такие сады получили название мавританских.

Они состояли из небольших внутренних двориков на открытом воздухе, или патио, увитых, как правило, гирляндами из винограда различных сортов и вьющимися розами.

Следуя традиции, внутри двориков располагали бассейны c фонтанами, искусственные источники. Образ воды, священный в исламе, находил соответствующую себе оправу в простых и благородных материалах, утончённой орнаментике, поэтичных надписях. Обширные прямоугольные пруды располагались у подножия дворцовых построек.

Красочным фоном служили сады, за состоянием которых следили опытные садовники. Растения высаживались в виде узоров и начертаний слов. На поверхности прудов плавали красивые композиции из листьев и цветов лотоса. На высоком уровне была развита селекция, было выведено множество сортов роз. Особенностью мавританских садов стало также разнообразие декоративных цветущих растений и пряных трав. Для мавританского сада не характерна объёмность и ощущение простора, но он производит неизгладимое впечатление на все органы чувств, погружая своего гостя в удивительный и волшебный мир арабской сказки.

В мавританских садах присутствует всё тот же символизм. Они также полны увлекательных легенд и сказаний Востока.

Но сохранив основные черты мусульманского стиля, мавританские сады всё же отошли от его строгих правил и геометрических канонов, предпочитая более свободную композицию.

Арабский принцип построения садов существовал почти тысячелетие. Арабы создали монументальные парковые комплексы на территории современной Испании с применением практически всех достижений ландшафтной архитектуры. Они провели изумительные по простоте и надёжности водопроводы, сделали многоуровневые террасы и посадили огромное количество роз, украсили парки мраморными лестницами.

Христианские завоеватели были поражены совершенством садов и парков и, увидев их, начали перенимать восточные традиции.

После окончательного изгнания мавров в начале XVII в., их наследие было увековечено в христианской Испании, что проявилось в господстве арабского стиля в садовом дизайне.

Именно мавританские сады предопределили будущее своих испанских наследников, которые восприняли эту идею внутренних двориков, оживлённых журчанием и блеском воды, как воплощения вечности.


Итальянский стиль.

 

На рубеже ХIV-XV вв. в конце мрачного периода европейского Средневековья в Италии начинает формироваться новое направление в развитии, очевидно навеянное арабской культурой и получившее название Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рождённый»), также известное в истории как эпоха Возрождения.

В этот период огромную значимость в Европе приобретает искусство, возрастает ценность каждого отдельного человека. Человек становится творцом самого себя, собственной жизни и судьбы, и как результат, оказывается неограниченным господином над природой. Возникает культ человека-творца и характерный для эпохи Возрождения культ красоты. Своего рода сакральный (священный) характер приобретает творческая деятельность. Разум считается бесценным даром природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным.

Культурный подъем эпохи итальянского Возрождения привёл к появлению в Европе тенденций, касающихся многих сторон жизни, в том числе и садово-паркового искусства. Садовый тип Италии эпохи Возрождения периода получил название итальянского, или Медицейского (по имени семьи Медичи, правителей Флоренции того времени, богатейших банкиров и землевладельцев).

Особенности итальянских садов эпохи Ренессанса:

  • В связи с особенностями рельефа, сады располагались на террасированных склонах. Связь между террасами осуществлялась с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. Подпорные стены облицовывались камнем, украшались нишами, гротами, скульптурой, увенчивались балюстрадой. Плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой приём получил название амфитеатра.

  • Водных устройств не просто много, они становились композиционными центрами сада. Вода с её блеском и музыкой вздымалась в фонтанах, ниспадала в каскадах, разливалась в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Основная цель – подать воды как можно больше со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению.

  • В виллах эпохи Ренессанса применялись только квадратная и ромбовидная разбивки территории. Растения росли свободно, но обрамлялись зелёными стрижеными стенами-боскетами. Замкнутые пространства внутри боскетов называли «кабинетами», либо «зелёными залами». Своего рассвета достигло топиарное искусство.

Итальянский сад эпохи Возрождения определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Такой сад символизировал гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса.

Примерами могут служить сады XVI в. в виллах Боболи, Капрарола, Медичи и д'Эсте.
__________________

В XVI в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, начала терять экономическое и политическое могущество, хотя продолжала оставаться культурным и духовным центром Европы. Чтобы создать иллюзию могущества и богатства, знать и церковь обратилась к искусству. Популярным становится стиль, который может возвысить. Так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

 

В разных контекстах слово барокко означает «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «склонность к излишествам», «преувеличенность». Значение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Неоднозначность стиля, возможно, объясняется его происхождением. По мнению некоторых исследователей, он был заимствован из архитектуры турков-сельджуков.

 

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся с древности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Эпоха барокко отвергала традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, а как Великий Архитектор.

Особенности итальянских садов эпохи Барокко:

  • Усложнилась планировочная система сада, наряду с прямоугольными пересечениями появились диагональные аллеи. Характерным было изобилие резного камня, рельефы и горельефы украшали стены, по перилам лестниц шёл затейливый фриз. Огромное количество скульптур производит впечатление театральной декорации.

  • Наряду с сохранением ренессансного изобилия водных элементов, скульптурная композиция фонтанов и каскадов стала более сложной.

  • Узор партерных цветников приобрёл изощрённый рисунок. Топиарная стрижка стала практиковаться в сложных экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей), часто отличалась причудливостью форм, даже карикатурностью

Стилю-барокко свойственны контрастность, напряжённость, стремление к величию, пышности, пафосу, к совмещению реальности и иллюзии.

Эти характерные черты особенно ярко проявились в динамичности масс, сочности цвета, обилии декора. Чтобы обустроить сад в стиле барокко, тратились очень большие деньги, сопоставимые со стоимостью нового дворца. Такие сады приобретали зрелищность и помпезность, занимали большие площади, аллеи сада увеличивались, соединяя зелёные залы в анфилады. Это была квинтэссенция роскоши. Изысканная декоративность форм уступила место пышности и пафосу, стремлению вызвать удивление.

Период барокко длился с XVI до середины XVIII в.

Наиболее значительными примерами вилл этого периода могут служить вилла Альдобрандини, вилла Боргезе, вилла Албани.


Французский стиль.

 

Во время военных походов в Италию в XVI в. французы находились под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса, и это, безусловно, не могло не отразиться на французском садово-парковом строительстве. Но ландшафт Франции, в котором преобладают равнинные местности, покрытые преимущественно лиственной растительностью, отсутствие памятников античной архитектуры, а также некоторые социальные условия направили развитие французского паркового искусства по особому, своеобразному пути.

Периодом подъёма французской культуры принято считать середину XVII в.

Вся умственная жизнь в стране была сосредоточена при дворе Людовика XIV. Искусство стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII в., получившего в последствие название французского.

Этот период ознаменовался творчеством большого мастера Андре Ленотра (1613-1700) и известен как Ленотровский период. За свою долгую жизнь Ленотр создал и перепланировал в стиле классицизма, отступив от основных принципов барокко, такие парки, как: Во-ле-Виконт (1661-1663), Кланьи (1674), Сои Медон (1680), Шантильи и Шуази (1693), Нинон, Версаль (1662-1700), Марли (1699), Сен-Клу; в Париже район Елисейских полей и Тюильри (1664-1672).

Созданные им сады стали символами французского величия и рациональности, установив и закрепив моду для садов Европы вплоть до появления в XVIII веке английского пейзажного парка. Самым ярким выражением всех творческих находок, приёмов и принципов Ленотра является Версаль - резиденция Людовика XIV. Главным символом версальских садов, как и всего комплекса, было Солнце – символ Людовика XIV, олицетворённое статуей Аполлона в главном фонтане садов. Ленотр не любил мавританской пышности цветочных партеров, значительно большее внимание он уделял боскетам и живым изгородям, доведя искусство стрижки до совершенства. Идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Ленотр создал поразительный по красоте и грандиозности парк. Не удивительно, что этот парк оказал влияние не только на развитие садово-паркового искусства, но и на градостроительство.

Особенности французского стиля:

  • Для подчёркивания грандиозности важную роль играет зрительное восприятие, требующее огромных участков земли с выровненным рельефом. Более того, во времена Людовика XIV впечатление огромного пространства старались усилить, используя различные специфические эффекты. Новым элементом, введённым Ленотром в садово-парковое искусство, были радиально-лучевые аллеи, поражающие совершенными соотношениями между шириной и длиной. Вся планировочная система ориентирована на раскрытие видов «к дворцу» и «от дворца», который занимает доминирующее положение. Дворец возвышается на обширных террасах и должен быть виден отовсюду, как и «король-солнце» Людовик XIV.

  • Водоёмы (каналы, бассейны) устраиваются в качестве зеркал, удваивающих высоту деревьев или зданий. В результате развития гидроплазии совершенствуется технология придания фонтанным струям различных форм, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candélabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l'air (шар в воздухе) и L'Evantail (веер). Это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков, где подобные эффекты достигались при помощи огня. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и символизировали то, как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода).

  • Все зелёные насаждения заключены в жёсткие формы и рамки, символизируя власть человека над природой. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте. Одним из занимательных элементов являются лабиринты.

Очевидно, что европейские устроители садов эпохи барокко и ренессанса считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами, комнатами и зелёными театрами. "Стены" выполняли посредством подстриженного кустарника, а "лестницы" посредством воды. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей.

Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато, ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоёмов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры.

Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до середины XVIII века, пока в Европу не пришли пейзажные парки, источником вдохновения которых служила не архитектура, а живопись, литература и философия.

________________________________________________________________________________

 

ПЕЙЗАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.


Пейзажный сад подчёркивает естественность и красоту природного ландшафта. В планировке отсутствует симметрия, элементы сада располагаются в свободном порядке. Линии плавные, изогнутые. Человек не довлеет над природой, а, являясь её непосредственной частью, пытается изучить, понять и воссоздать. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы, цвета, размера, построение композиции. Широко применяется гравийный отсев или натуральный камень. Декоративные элементы только из натуральных материалов и исключительно тонко и логично вписаны в существующий ландшафт. Пейзажный сад – не просто подражание природе, это стремление создать идеальный мир в миниатюре и объединить его c жизненным пространством человека.

Пейзажное направление развития садового искусства, судя по историческим данным, значительно моложе регулярного. Возникновение его связано в первую очередь с некоторыми религиозно-философскими учениями Древней Индии и Китая, заключавшимися в поиске истины через познание своего внутреннего мира и достижение просветления. Эти учения требовали определённого настроя сознания для размышлений и медитации. Возможно, именно поэтому уже в первый период распространения буддизма (около VI века до н. э) в Индии наряду с регулярными садами начинают возникать сады и парки, предназначенные для созерцательного отдыха.

 

Китайский сад.

 

Момент возникновения садового искусства в Китае теряется в веках. И, по всей видимости, знакомство с китайскими садами следует начинать именно с китайской литературы.

Как правило, названия всех павильонов цитируют великих поэтов. Камни и стены беседок украшает каллиграфия. Весь образ сада всеобъемлюще выражаетсуществующую философию. Создание такого сада было под силу только всесторонне образованным людям. Древние китайцы всегда глубоко почитали природу. Во всех видах искусства, обобщая наблюдения за явлениями окружающего мира, они стремились воспроизвести наиболее характерные для своей местности пейзажи. Интересной формы холмы вулканического происхождения, многочисленные озера и речки, в которых, как в зеркале, отражаются лес и горы,- вот своеобразный, динамический пейзаж, ставший основой садово-паркового строительства Китая. Характерной особенностью китайского садового творчества всегда был глубокий символизм и одухотворение сил и явлений природы, являвшийся отражением религиозно-философских учений (конфуцианство, чань-буддизм, даосизм).

Сад в Китае предназначен не только для мечтаний и развлечений, но и для труда и отдыха. Он всегда сохранял своё значение мира в миниатюре, символа полноты бытия. В нём обязательно присутствуют все элементы природного мира – вода, земля, камни, растения. Но независимо от разнообразия материалов, принцип их применения один: раскрытие неисчерпаемости свойств. «Суть вещей не является неизменной, но она полнее раскрывается только в том случае, когда мы умеем видеть эти вещи очень разными и даже непохожими на самих себя». Сад представлял собой цепь взаимосвязанных символов духовной жизни.

  • Ландшафт в китайском языке – это «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоёмов и сооружение гор». Поэтому камень и вода являются основными элементами любого китайского сада и символизируют базисные составляющие природы – инь и ян. Это основа, на которой держится сама жизнь. Однако китайский сад немыслим и без архитектурных сооружений, обозначающих человеческое присутствие. Среди них - жилые здания и террасы, павильоны и беседки, домики для чаепития и крытые черепицей галереи, позволяющие любоваться парком при любой погоде. При всём этом в пространстве сада нет никаких случайных сочетаний и композиций. Основным принципом здесь является соответствие, или даже единение архитектуры и пейзажа, где каждое строение занимает своё уникальное место, каждая архитектурная деталь имеет свою меру и ритм, задаёт свой собственный стиль. Архитектура представлена строгими, не подверженными капризам моды структурами. Часто в садах Китая использовался принцип придавать дверным проёмам форму круга, как бы уравновешивающего прямоугольник самого помещения. Не были редкостью и двери в виде восьмиугольника или тыквы-горлянки — знаков космического цикла перемен. Передать связь между внешним и внутренним пространством наилучшим образом удаётся через окно. Оно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду, а сад входит в дом.
  • Вода является одним из ключевых элементов китайского сада. С одной стороны, она зеркало мира, воплощение абсолютного покоя и таинственного двойника всех образов, создаваемых игрой отражений. С другой стороны, вода – символ вечного движения и текучей изменчивости. Она наполняет сад жизнью и хранит в себе его очарование. B китайских садах вода имеет обязательно и практическое значение – это место обитания для рыб и некоторых растений, она помогает регулировать влажность воздуха, очищает его и приносит прохладу. Включение в композицию сада водных элементов предполагало наличия каменных и деревянных мостиков. Это ещё одна особенность китайского садового искусства. "Горбатые", или "верблюжьи", мостики имели вид идеального полукружья, которое вместе со своим отражением в воде составляло замкнутый круг. Большой интерес представляли и зигзагообразные мостики, устраиваемые как на воде, так и на суше. Они ориентировали зрителя на главные элементы пейзажа. Скульптурные произведения способствовали, прежде всего, созданию целостных ансамблей. Они были связующим звеном между грандиозными зданиями и изящными, лёгкими по своим формам беседками, павильонами, галереями.
  • Традиционный китайский сад отличался богатой и разнообразной растительностью, имевшей, подобно остальным элементам, как утилитарную, так и эстетическую ценность. Часто он включал плантации плодовых деревьев и цветники с лекарственными травами. Почти в каждом саду можно встретить «деревья счастья» - сливу и персик. Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Разным цветам приписывался особый смысл и значение. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживший титул «царя цветов». Едва ли можно найти в Китае сад, где не росли бы благородные породы деревьев, традиционно считающиеся лучшими для накопления жизненной энергии ци. Это и вечнозелёная сосна – символ постоянного благородства и долголетия, и бамбук, служивший символом стойкости и упорства.

Особым образом садово-парковое искусство соотносилось с литературой и живописью. В садах наносили на стены стихи и памятные надписи. Отдельные дворики и строения имели свои поэтические названия, запечатлевавшиеся письменно (например, Беседка Ожидания Инея, Павильон Водной Ряби, Терраса Запаха Коричного Дерева). Террасы и павильоны украшались особыми изречениями, тексты выбивали на камнях и специальных каменных столбах и стелах. Слово в садовом пейзаже как бы усиливало чувственное восприятие, призывало внимать тому, чего, казалось бы, и нет вокруг, но что являлось как нельзя более естественным для данного места. Контраст пейзажа и надписи, подобно контрасту слова и образа на живописном свитке, стимулирует воображение к творчеству.

Вообще, китайское искусство отличается ярко выраженной самобытностью. Китайский сад предполагает необыкновенно обострённую чувствительность, воспитывает способность погрузиться в мир микровосприятий и умиротворённого созерцания. Не удивительно, что влияние китайской культуры постепенно распространилось на Центральную Азию, Индокитай, Корею, Японию, а впоследствии, благодаря англичанам, проникло и в Европу.

Японский стиль.

Садово-парковое искусство Японии не имеет столь древних традиций, как в Китае. Первые сады, судя по историческим источникам, появились в VII в. Многие принципы и приёмы садоводства были заимствованы японцами у китайских мастеров вместе с религиозно-философскими учениями. Однако это не помешало формированию в стране собственного национального стиля. Занимая значительно меньшую по размеру территорию, японцы отточили до филигранного мастерства искусство создания миниатюрных ландшафтов, в том числе искусство выращивания карликовых деревьев (бонсай), и даже искусство создания художественных композиций из цветов (икебана).

Для того чтобы до конца понять своеобразие японского сада, нужно прежде всего осознать его философскую основу.

На принципы формирования садов оказали влияние различные религиозные и философские течения. Но наиболее глубокий след в культуре Японии оставили синтоизм, даосизм и буддизм (точнее, одно из его направлений — дзэн).

Основная религия Японии — синто (то есть «путь богов» ) — возникла из местных культов природы. Это одна из самых древних религий мира. В ней нет деления на живое и неживое. Всё в природе одушевлено, а значит, наделено святостью. Отсюда присущее японцам поклонение горам, горным источникам, камням, деревьям, наряду с животными, многие из которых считаются священными. Кроме того, согласно синто, людям не нужно искать спасения где-то в другом мире — спасение обеспечивается путём слияния человека с божественным началом (ками) в природе и в повседневной жизни. Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Но обожествление природы в синтоизме происходит не от трепета перед её стихиями, а от чувства благодарности природе за то, что она, хотя и демонстрирует иногда свою непредсказуемость и грозную силу, полна гармонии и порядка и довольно часто проявляет к человеку доброту и щедрость. Глубоко укоренившийся в сознании японцев синтоистский взгляд на природу является причиной того, что они умеют по-особенному наслаждаться её непостоянной, переменчивой красотой и относятся к природе с благоговением и нежностью.

Необыкновенная веротерпимость синтоизма привела к распространению на территории Японии целого ряда других религиозных направлений. Так, например, во всех сферах искусства Японии нашла отражение доктрина даосизма — философского учения, возникшего в Китае в VI веке до н э. Главная его составляющая — дао — понимается как первопричина материального мира и духовной жизни людей. Дао представляется как общий путь развития. Однако исследователи утверждают, что наиболее сильное влияние на формирование философии японского сада, как и на все мировоззрение японцев, оказал дзэн. Согласно учению дзэн, любой настоящий художник в своих произведениях передаёт истину. Истина — это Будда, который находится повсюду и в природе, и в человеческом сердце. Чтобы отразить истину, художник должен почувствовать в себе Будду, а. значит, слиться с природой и почувствовать себя частицей единого и гармоничного мира. Изображая природу в виде сада, он, таким образом, не копирует её, а отображает собственное видение и своё внутреннюю, истинную сущность. Каждый камень, будучи одушевлённым сам по себе, имеет и часть души создателя сада. Японский сад не только даёт возможность наслаждаться красотой природы и гармонией мироздания. Предаваясь созерцанию, человек должен ощутить свою причастность общему пути, почувствовать себя частью единой прекрасной Вселенной. Видя окружающую гармонию, он должен разобраться в себе и обрести внутренний покой и умиротворение. После долгого спокойного созерцания камней, песка, воды должно заработать подсознание, интуиция.

Японский сад должен помочь человеку освободиться от всех привычных представлений, от того, что диктует ему во многом примитивное логическое мышление. Созерцание сада побуждает к работе скорее не мысль, а душу, способствует выходу на принципиально новый уровень мышления — поэтически-метафорический. Лучший пример типа сада, возникшего под влиянием идей дзэн-буддизма,- "Сад камней" при монастыре Рёандзи в Киото, создателем которого считается знаменитый монах-художник Соами.

  • Японский сад не выглядит роскошно: во всём, что его составляет, чувствуется благородная сдержанность, мудрая недоговорённость и намеренная простота. Он, как и другие произведения искусства, должен отражать сам процесс совершенствования, а не готовое совершенство. А сознательно оставленную незавершённость каждый заполняет своим собственным воображением. При этом каждое деревцо, каждый камень занимает особое место, предназначенное только для него, и тогда тот или иной композиционный элемент приобретает глубокий смысл. Созерцающий должен уметь видеть внутреннюю красоту каждой составляющей сада, каждого отдельного участка, которые несут различные смысловые нагрузки, если смотреть на них с разных мест наблюдения. И, наконец, чувствовать своеобразную гармонию, разлитую во всем саду в целом. Не принимая завершённость, японский сад отрицает и симметрию, считая её также несовместимой с вечным движением жизни. Располагая растения и предметы в саду, японский мастер старается поддержать нарушенное равновесие, которое олицетворяет для него живой и подвижный мир.

  • Вода в японском саду является традиционным, но при этом совсем не обязательным элементом. Важна не сама вода, а её текучесть, движение, форма. Поэтому часто воду заменяют «сухие» ручейки. Это особенный элемент, его аналогов нет ни в одном ландшафтном искусстве других стран. Они несут большой энергетический заряд и в процессе их созерцания важно все — фактура, форма, цвет. Часто через такой ручеёк перекинут даже мостик, по которому можно перебраться. Наступать на этот «поток воды» ни в коем случае нельзя, так как у ручья есть своя душа и характер. Он воспринимается посетителем сада как живой предмет и может вызывать только лучшие чувства.

  • За основу при планировке сада берутся растения, произрастающие в естественных условиях данной местности. Главная роль отводится деревьям. Именно им надлежит создать то ощущение полноты и совершенства пейзажа, которое и является одной из главных целей японского сада. Кустарник призван, с одной стороны, оттенять силуэты деревьев, а с другой демонстрировать собственную живописность и фактуру, которые не менее интересны. О саде, состоящем из плодовых деревьев, стоит сказать особо. Философия создателей японского сада не только не отвергает использование такого рода деревьев, но и приветствует их выращивание. Если красота приносит плоды, то она вдвойне совершенна. Естественность и полезность — качества, столь же сочетающиеся в таком саду, как живописность и глубокий символизм.

При создании садов японцы руководствовались теоретическими предписаниями Гокийоки, Соами, Мусо, положивших начало учению о ландшафтах. В этих садах присутствуют настолько глубокий символизм и взаимосвязь всех элементов, что поверхностно выделять какие-либо отдельные черты в построении композиции как минимум бессмысленно. А в целом начинать знакомство с японским садом следует именно с изучения традиций, религий и философии этого народа.

Традиционные японские сады не претерпели существенных изменений и до наших дней. Однако сами они оказали существенное влияние на культуру Европы, в частности садовое искусство Англии.


Английский стиль.


В Англию тенденции пейзажного направления садово-паркового искусства проникли из Китая и Японии в конце XVII века вместе с китайским фарфором и оказались удачным дополнением к идеям романтизма, начавшим охватывать в это время Европу.

После гражданской войны (1642-1649) с приходом к власти буржуазии и резким изменением условий жизни общества в Англии начался динамичный период поиска стилей и направлений. В философии и искусстве зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить её вызвали появление новой мировоззренческой системы - романтизма. Регулярный французский классицизм отошёл на второй план. Ведущее место стала занимать тема красоты и естественности, слияния человека с окружающим миром. Развитие романтизма в искусстве протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни».

Наиболее характерно новые веяния проявились в области садово-паркового искусства. За период 1700-1750 гг. в Англии было создано несколько переходных уникальных, не имеющих аналогов в Европе, так называемых «английских» садовых стилей: Forest style (Лесной стиль), Augustan Style (Августианский стиль), Serpentine Style (Извилистый стиль), Picturesque Style (живописный стиль). Быстрому развитию английского пейзажного парка способствовал холмистый рельеф местности, мягкий климат с обилием осадков и влажным воздухом. Такие условия благоприятствовали созданию обширных лугов, украшенных естественными группами деревьев и кустарников. Однако в обществе наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». На какое-то время в моду вошли стилизованные античные руины, надгробья и урны. Не обошлось и без курьёзов. Английский пейзажный парк был в XVIII веке территорией экспериментов. Чтобы создать идеал, использовали идеи, заимствованные из разных источников: философии, политики, искусства, науки и даже экономики. В это время романтическим называли всё фантастическое, странное, живописное.

Неудивительно, что особый интерес аристократичной Европы, в частности и Англии, был проявлен к таинственным странам Дальнего Востока с их удивительной культурой и самобытностью. В европейской культуре даже сформировался особый китайский стиль – «шинуазри». В 1759 г. появилась книга У. Чемберса (1726-1796) "О восточном садоводстве", в которой довольно подробно были изложены основные принципы пейзажного искусства Востока. Однако восприятие китайского садово-паркового искусства в Европе было весьма поверхностным и сказалось только в том, что в садах и парках появились китайские и японские элементы композиции - павильоны, пагоды, «чайные домики», горбатые мостики, пейзажи настроений. Позже в моду вошли оранжереи с экзотическими растениями из Индии и Китая. Философия восточного искусства не была понята. Пейзажное направление повлияло лишь на форму, а не на содержание европейского садово-паркового искусства.

После долгих поисков, проб и ошибок в конце XVIII века в Англии наконец-то сформировался свой уникальный «пейзажный стиль» (Landscape Style), который вобрал в себя элементы всех предыдущих стилей. Терраса первого плана—от регулярного парка, дальние перспективы—от «лесного стиля», зона перехода—от «извилистого», а задний план— от «живописного». В результате английский пейзажный парк проявился как единый целостный ансамбль. Соединение с природой, отказ от визуальной границы парка, ориентация на картину, а не на чёткий план, воспитание романтических чувств в человеке — вот основные черты нового стиля.

Особенности английского стиля:

  • Английскому стилю свойственна, прежде всего, свободная планировка. В построении сада приветствуется неровный рельеф, каждый участок территории подчёркивается отдельными элементами. Более того, на плоском участке часто проводят геопластику– архитектурно-художественное преобразование рельефа. Нередко большую часть территории украшают газоны и лужайки. Архитектурные сооружения второстепенны и должны быть вписаны в пейзаж. Острые углы и вспомогательные постройки маскируются растительностью. Все элементы сада подчинены целостности.

  • Присутствие воды в английском саду не является обязательным. Здесь ей придаётся то же значение, как и любому другому элементу. Главное – это естественные формы водоёма и его логичное включение в целостную картину сада.

  • Английский сад отличает большое количество цветников в природном стиле, наличие миксбордеров, каменистых садов (альпинариев и рокариев), имитирующих горные ландшафты. В миксбордерах и цветниках растения располагают ярусами. Из цветочных композиций предпочтение отдают декоративным травам, злакам, растениям с декоративной листвой, которые будут свободно разрастаться, не потребуют большого ухода и будут декоративны в течение долгого периода. Часто используются тематические цветники (водные, теневые, солнечные, а также моноцветники).


Несмотря на то, что английский пейзажный стиль, вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нем существует свой порядок, чёткая схема построения, строгий подбор растений, следуя которым создаётся сад, одинаково великолепный во все времена года. «Природность» английского пейзажного сада —все тот же «стиль» и условность художественного символа.

Вместе с быстро распространяющимся влиянием по всему миру Англия стала законодательницей мод  и в ландшафтном искусстве, выйдя на первую главенствующую ступень в Европе и Америке.
                                       

К списку