Статьи

К списку

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ САДОВОГО ИСКУССТВА.

 «Вначале всемогущий Бог посадил сад. И это самое чистое человеческое удовольствие, самое большое подкрепление духа людей, без которого они – только грубые творения. И когда наступят времена вежливости и элегантности, и люди научатся с величием строить и с тонкостью заниматься садоводством, они увидят, что садоводство – величайшее из искусств».
                                                                                                                                Фрэнсис Бэкон, О садах, 1625.

______________________________________________________________________________________________________


Искусство создания садов насчитывает не одну тысячу лет (а, основываясь на фактах, ставших известными в последнее время, можно предположить, что гораздо больше). Это уникальное направление культуры, как показывает история, присуще практически любому народу и, как любое другое искусство, непрерывно меняется.

Что же влечёт людей к созданию садов? Почему на протяжении всей известной нам истории человечества сады являются его неотъемлемой частью, а также показателем развития и богатства любой цивилизации? Что заставляет человека находить все новые стили и способы ведения садоводства? Может, ответы на эти вопросы кроются где-то в глубинах человеческой души…


И, вероятно, начинать расмотрение истории развития садового искусства следует не с какой-то одной эпохи (пусть даже и очень древней), а сразу, обратившись к истокам, с момента возникновения Жизни, Человека и создания райского сада на Земле…


История Эдема, описанная в Библии, веками пленяла воображение художников и поэтов, пытавшихся хотя бы на холсте и бумаге воссоздать образ утраченного блаженства. Самый древний ветхозаветный источник, из которого черпались все сведения реконструкторов, - Книга Бытия - гласит:

"...Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И устроил Бог сад в (месте) источника на востоке, и поместил там человека, которого создал... И река выходит из источника для напоения сада, а потом разделяется и становится четырьмя потоками. Имя одного Фисон: он обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Тигр; она течет пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Бог человека, и поселил в саду у (места) источника для возделывания и охраны его" (Gen. 2:5-15).


Обычно райский сад представляли в виде закрытого, замкнутого пространства, что может объясняться его греческим названием paradisos, которое буквально означает «огороженныйучасток земли». Основываясь на этих скудных сведениях, богословы и толкователи Писания, а также поэты и художники пытались воссоздать образ Эдема, нередко прибегая при этом к заимствованиям из иных преданий о земном рае.

Так, в III – II тысячелетиях до н.э. шумеры, ассирийцы, вавилоняне неоднократно упоминали в своих клинописных текстах о богатом и цветущем царстве или городе Дильмун – «стране жизни», лежавшей далеко к югу от Месопотамии, «за горькой водой», «на восходе солнца». Эта счастливая страна, по представлениям шумеров, не знала ни печали, ни болезней, ни старости и была одним большим цветущим садом, где царила вечная жизнь, духовная благодать, гармония и полное согласие между всеми его обитателями.


Всевозможные легенды, как показывает история, не редкость. Но часто за ними не стоит ничего реального. Однако страна Дильмун стала счастливым исключением из этого правила. Первым, кто попытался отнестись к древним шумерским сказаниям о Дильмуне всерьёз, был американский исследователь П.Корнуолл. В 1946 году, после тщательного изучения всех имевшихся в его распоряжении письменных источников, П.Корнуолл пришёл к выводу, что легендарный Дильмун действительно существовал, и его местоположение сейчас следует отождествлять с современным островом Бахрейн, который расположен у южного побережья Персидского залива, примерно на половине пути от устья Тигра и Евфрата к долине реки Инд.


Раскопки, проведённые в нашем столетии на Бахрейне, в Кувейте (о. Файлака), на востоке Аравии, выявили множество фактов, свидетельствующих о распространении древней высокоразвитой цивилизации дильмунского типа на территории от Южного Двуречья (Убейд) до Аравийского полуострова. Возраст обнаруженных поселений и построек составлял более пяти тысяч лет – именно тогда, согласно клинописным текстам Двуречья, легендарный шумерский герой Гильгамеш отправился в своё долгое путешествие по трём земным царствам. Ещё недавно специалисты спорили, насколько вообще достоверен этот миф. И вот теперь выходило, что некоторые сведения о странствиях Гильгамеша не выдуманы.

В 1956г. американский шумеролог С.Н.Крамер, на основании проведённых им исследований, высказал гипотезу о расположении рая в стране Дильмун:

«Прежде всего, - пишет он, - есть основания полагать, что сама идея рая, сада богов, зародилась в Шумере. Шумерский рай, согласно поэме (об Энки и Нинхурсаг), был расположен в стране Дильмун, очевидно в юго-западной части Ирана. В этой же стране Дильмун поместили позже свою "страну живых" – cтрану бессмертия - вавилоняне, семитический народ, покоривший шумеров. Есть ряд указаний на то, что библейский рай тоже располагался на восток от Палестины, в Эдеме - там, откуда берут начало четыре величайшие реки, в том числе Тигр и Евфрат. Похоже, что это был все тот же рай шумеров, страна Дильмун".


Гипотеза Крамера нашла продолжение в исследованиях других учёных.
Изучение дильмунских культов было предпринято в 1984 г. тюбингенским профессором арабского происхождения Х.Нашефом. Согласно его изысканиям, Дильмун у шумеров пользовался огромным уважением и считался территорией, созданной богами, с которой начался обитаемый мир и которая хранит в себе основу всех его форм. К этому подводит и территориальный статус Дильмуна как "края земли". Возникает семантическая цепочка "край мира - начало мира-МЕ мира - почитание в мире". В эту цепочку естественным образом вписываются имена, фигурирующие в раннешумерских текстах, где "владыка края" органично связан с "владычицей изначальной чистоты". Записанный в Ниппуре Старовавилонского периода гимн-миф "Энки и Нинхурсаг" раскрывает довольно подробную историю создания и устройства мира, а также рождения всего живого на Земле. Начиная с XX столетия, его считают древнейшим в мировой литературе описанием райской жизни. Шумерологи уверены, что именно этот текст послужил прообразом известной ветхозаветной истории.

К тому же, в более поздних религиозно-идеологических текстах I тысячелетия до н.э. уже довольно отчётливо видны специфические "райские" черты Дильмуна. Это и место, откуда начинается мир, и место восхода Солнца (т.е. восток мира), и место первого греха, и место первого брака, и место бессмертной жизни первого праведника, и место возникновения первого подземного пресноводного источника, и, наконец, место создания первого прекрасного сада на Земле.

________________________________________________________________________________

Таким образом, можно предположить, что мифический сад Эдема, веками пленивший воображение, скорее всего, имел вполне реальные географические координаты. Конечно, это только предположение (одно из многих), но почему-то, в глубине души, гораздо приятнее ощущать себя «частицей Высшего Разума", чем придерживаться теории Дарвина. Может, стоит попробовать просто поверить в эту красивую историю своего происхождения и, ознакомившись с развитием садово-паркового искусства на протяжении тысячелетий, попытаться найти ответы на некоторые извечные вопросы…

К списку