Статьи

К списку

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САДОВОГО ИСКУССТВА. САДЫ ДРЕВНОСТИ.

История создания парков, садов и в целом развитие ландшафтного искусства насчитывает тысячелетия. Описания садов и парков мы находим в трактатах древних историков, философов, а также в произведениях поэтов и писателей. Интересные материалы о декоративном садоводстве древних времён обнаруживают археологи. Даже отрывочные исторические сведения о садах древности свидетельствуют о высоком уровне развития декоративного садоводства в те времена.

___________________________
Ассиро-Вавилония.


Земли между Тигром и Евфратом были колыбелью великих цивилизаций - шумерской, вавилонской, ассирийской, оставивших нам в наследство астрономию, астрологию, систему подсчёта времени, клинописные документы, камни, памятники и легенды...


Существует предположение, что библейский Эдем, в котором обитали Адам и Ева, располагался между реками Тигр и Евфрат. Сторонники этой версии ссылаются на шумерское слово «эдин» (равнина), которое часто применяется для обозначения нижней Месопотамии.


Так или иначе, поистине райскими садами Месопотамия славилась ещё задолго до развития европейских цивилизаций.


Полулегендарный шумерский царь Гильгамеш (начало III тысячелетия до н. э.) не скупился на содержание цветущих садов Урука. Внутренние дворы города находились в тени деревьев и были украшены цветочными клумбами. Фруктовые сады отличались большим разнообразием экзотических растений. Создавались бассейны в окружении финиковых пальм. Царская рука не скупилась и на содержание многочисленных садовников дворца. Строили парки, где разводили быков, львов, страусов и больших обезьян.

При царе Лагаша Гудеа (2-я половина 22 века до н.э.) создавались виноградники и пруды для разведения рыбы.

Ассирийский царь Тигратпаласар I (1100 г. до н.э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны…».

Ассирийский царь Саргон II (VIII в. до н.э.) организовывал за пределами своего города охотничьи заповедники, полные зверей и птиц.

Его преемник царь Синаххериб (около 700 г. до н.э.) с успехом воссоздал естественную болотистую среду юга Вавилона, где цапли стали вить гнёзда.


Воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.

Одним из лучших украшений берегов Евфрата были «висячие сады» в Вавилоне, считавшиеся одним из семи чудес света. Описание вавилонских садов можно найти в трудах Диодора Сицилийского, Страбона, Геродота, а позднее Регеля и Курбатова, но во многих моментах они очень противоречивы.

Одни источники связывают «висячие сады» с именем ассирийской царицы Семирамиды (Шаммурамат ), жившей около 800 года до н.э. После смерти своего мужа, царя Ассирии, она взяла власть в свои руки и правила до тех пор, пока её сын не достиг совершеннолетия. Во время её правления государство укрепилось, а благодаря завоеванию Мидии его границы достигли Каспийского моря. О Семирамиде сложены многочисленные легенды. Согласно сообщению Диодора Сицилийского, она была покинута родителями и вскормлена голубями. После того, как Семирамида передала престол своему сыну, она обратилась в голубя и улетела из дворца. Однако, согласно другим, более надёжным сведениям, «висячие сады» были подарены Навуходоносором II своей жене Амитис (Амитиде), дочери мидийского царя, и произошло это спустя 200 лет после смерти Семирамиды.

По описаниям, это был роскошный оазис среди безжизненной степи. С северо-восточной стороны дворца царицы, для которой, как говорили, не существовало ничего невозможного, на насыпных террасах, покоящихся на высоких сводах, был разведен сад. Длина наибольшей стороны террасы составляла 42 м, ширина — 3,5 м, а перепад высот — 5м Вход располагался с юга. В середине галереи, обрамленной колоннами, размещались гроты, украшенные цветным камнем и фресками. Террасы соединялись между собой ступенями из белого и розового мрамора. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон экзотические деревья, завернутые во влажную рогожу, а также: семена редких трав, цветов и кустов, и высаживали их на террасах, размер нижней из которых составлял 120 кв. м Для висячих садов выбирали наиболее декоративные деревья и кустарники и размещали их на террасах так, как они росли бы в природных условиях: растения низин — на нижних, высокогорные — на верхних. Преобладали пальмы, кипарис, кедр, самшит, платан, дуб. Вода посредством труб и насосов, скрытых внутри колонн, подавалась из Евфрата наверх и стекала в виде каскадов и фонтанов, а также служила для полива. Находящиеся внизу помещения, вероятно, служили в качестве винных погребов. Все сооружение напоминало форму пирамиды, с высоты которой был виден весь Вавилон и его окрестности. Красота деревьев и цветов, играющие на солнце водные струи, пение птиц поражали воображение всякого, кто видел это чудо. А по богатству растений этот и другие сады ассирийских правителей можно было бы считать прототипами современных ботанических садов.

________________________________

Египет.


Дошедшие до нас сведения о садах и парках Египта относятся к 2780—2550 и 2160—1788 гг. до н.э. Ведущее место в садах принадлежало архитектуре, которая характеризовалась своей грандиозностью. Из-за наводнений в долине р. Нил можно было выращивать только сельскохозяйственные культуры. На возвышенных местах, куда Нил не доносил своих вод во время разливов, в Древнем Египте устраивали террасные сады. Рядом с садами разводили виноградники. В новом царстве недостаток лесов возмещается большим количеством рощ. С древнейших времён дерево для египтян было священным, и каждый храм имел такое дерево.

Наиболее древними являются сады при храмах Ментухотепов (2160—2000 гг. до н. э.) и парк царицы Хатшепсут (1520— 1500 гг. до н.э.).

Сад, как правило, имел прямоугольную форму. Высокие деревья размещались по периферии, низкие — в середине сада. Подобным образом планировались и священные сады, расположенные у храмов. Вдоль каналов тянулись аллеи из тенистых деревьев. Часто внутри сада устраивались прямоугольные цветочные клумбы, на которых росли розы, ландыши, левкои, нарциссы, маки, васильки и другие цветы. Особой славой пользовались пышные сады египетской царицы Клеопатры. Здесь высаживались финиковые пальмы, инжир, гранат, акация, плодовые деревья. Сады окружали массивы древесных растений. Представление о садах Древнего Египта, в которых росли резеда, мирта, лотос, даёт изображение, найденное в Фивах в гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III. На плане сада видны симметрия, сочетание изящества и утилитарности — требования, которые впоследствии считались обязательными в садовом искусстве. Египетские сады были садами равнин, в которых в силу природно-климатических условий видное место занимали бассейны, пруды, каналы.

____________________________________
Индия.

Садово-парковое искусство — одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в МохенджоДаро и Хараме — и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев.

Культ дерева — древнейший индийский культ, воспринятый впоследствии буддизмом (известно, что каждый период жизни Будды связан с определённым деревом) от более древних религий.

Практически вся природа считалась священной; животный, растительный мир, люди мыслились как единое целое. Поэтому священными считались деревья, травы и растения. Холмы и горы, особенно Гималаи — обитель богов, — были предметом поклонения. Считалось, что духи живут в камнях и скалах, реках и озёрах, а поэтому их тоже почитали священными. Этим духам поклонялись порой не меньше, чем известным большим божествам. Практически в каждом деревенском пруду или водоёме жил дух, оберегающий деревню. Великим рекам, таким, как Ганг, даже давали имена. Считалось, что Ганг - богиня (так же как и его приток Джамна) и берет начало от ног бога Вишну. 

В 500 году до н. э. «Махабхарата» и «Рамаяна» (знаменитые эпосы Древней Индии), а также другие источники индийской литературы, дают довольно подробное описание садов того времени. Для частных садов характерно множество деревьев, на которых распускались прекрасные цветы, например ашока, расцветающая алыми цветами (это происходило лишь в том случае, если к ней прикасалась красивая женщина), банановое дерево кадали, которое выращивали ради того, чтобы насладиться его видом, и ради фруктов; чампак — с жёлтыми цветами, распространявшими сильный аромат; гибискус (джапа); благоухающие жасмины и, наконец, самый любимый, священный цветок — лотос, или водяная лилия, который был не только прекрасен, но и имел символическое значение как со светской, так и с религиозной точки зрения. В садах выращивали цветы не только для того, чтобы любоваться ими и делать гирлянды лотоса. При каждом доме на специальном участке росли целебные травы, имевшие огромное значение для здоровья обитателей дома. Помимо частных садов, разбивали общественные сады и парки с фонтанами и местами для купания. За пределами городских стен создавались специальные рощи и парки для отдыха обычных горожан. Их высаживали по приказу монархов, некоторые из которых, например Ашока, относились к этому с большим вниманием и рвением. Городские сады были предметом их гордости.

Царские сады были, безусловно, лучшими в городе. Здесь находились качели, фонтаны и бассейны, а также пруды, где разводили рыбу, которую поставляли на царскую кухню, искусственные холмы и острова с беседками. В садах можно было увидеть аистов, привязанных за одну ногу, разноцветных певчих птиц, щебетание которых сливалось с негромкой музыкой царского оркестра. В жаркие дни использовали специальную водяную машину, описанную в пьесах Калидасы. Она выбрасывала в воздух освежающую водяную пыль; это устройство напоминает современное вращающееся разбрызгивающее устройство для полива газонов и лужаек.


____________________________________

Иран.

 

Культура Ирана уходит своими корнями в глубокое прошлое.

В 6 в. до н.э. на торговых путях между Европой и Азией на Иранском нагорье сложилось государство Мидия. В середине 6 в. до н.э. власть в стране перешла к династии Ахеменидов из царства Персида и позднее всю страну стали называть Персией. Это название Ирана сохранялось до 1935 года. К концу 6 века до н.э. в результате завоеваний границы Персии простирались от р. Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до р. Нил на юге. В это время грандиозного размаха достигает дворцовая архитектура.


Одновременно Персия славилась красотой своих садов. Не только климатические и природные условия, но и особенности национального характера определяют культуру и искусство страны, в том числе и садоводство. Основателем династии Ахеменидов был Кир I. По имеющимся литературным сведениям его можно назвать первым персидским садоводом. Он прекрасно владел всеми тонкостями этого искусства, создал сад в столице Лидии и разработал планировку сада «Чар–Баг», который лёг в основу персидских садов и впоследствии стал использоваться в других странах Ближнего Востока.

Роскошный восточный сад можно увидеть на миниатюрах и знаменитых персидских коврах: реальность здесь сливается с вымыслом и символикой. Благодаря художникам мы можем судить о том, что представляли собой сады того времени.

«Сад, обнесённый высокими стенами, ориентировался по сторонам света и рассекался четырьмя каналами с проточной водой. Размещение растений должно было производить впечатление природной естественности. Некоторые из них имели символическое значение и выращивались в саду именно в этом качестве. Рядом с прямыми каналами сооружали водоёмы сложных очертаний, склоны холмов украшали террасами с водяными каскадами, а цветы, словно живой ковёр, покрывали землю. В центре сада, на пересечении главных аллей строили беседку, павильон или даже дворец».

Персию называют родиной царицы цветов — розы.

Иранцы с удовольствием проводили время в прекрасных садах на берегу ручья, пили виноградное вино, которое «очищает сегодняшний день от вчерашних тревог и завтрашних страхов».

Сады создавались не только в материальном, но и в духовном пространстве, выражая представления об идеальном состоянии, а также передавая мистическое ощущение связи с природой.


Персидское садовое искусство повлияло на создание многих садов Древнего Востока. Под его влиянием возникли многие сады в Турции, мавританские сады в Испании, сады татарских ханов в Крыму.
В 330 году до н.э. государство Ахеменидов было завоёвано Александром Македонским.

_____________________________________

Греция.


Не самый благоприятный климат для выращивания садов – каменистая гористая почва, жара и недостаток влаги. Однако наличие садов там зафиксировано уже в IV веке до н.э.

В Греции выращивали огородные травы, пшеницу, а вот цветы росли лишь для богов.

Сады Греции – это идеальный волшебный уголок, где царит особый дух, отличный от остальной природы. Это место, посвящённое богу или герою.

Мифология изобилует подобными описаниями. Это и сад Гесперид, где дочери Атласа оберегали золотые яблоки Геры, и розарии царя Мидаса. И созданный в Скиллах парк, посвящённый богине охоты Диане. Греки искусно используют окружающий пейзаж в создании сада. Тень создают кипарисы, лавровые деревья и платаны. Цветочный бордюр украшен цветами Львиный зев, которые напоминали грекам о подвиге их любимого мифического героя Геракла. Геракл победил свирепого Немейского льва, которому он разорвал страшную пасть. И тогда богиня Флора создала цветок, по форме и цвету похожий на окровавленную пасть льва. Так же на древних фресках можно узнать, что белая лилия возникла из капли молока матери богов – Геры.


Роскошь в садах Греции впервые появилась в садах Эпикура (341-271 гг. до н.э.), где он читал публичные лекции. К сожалению, конкретных описаний его сада нет. В период расцвета эллинских городов в них создавали гимнасии – места, где юноши занимались гимнастическими упражнениями или встречались для философских бесед. В аллеях общественного сада, недалеко от Афин, располагалась самая знаменитая гимнасия, посвящённая герою Академу. Платон обсуждал проблемы философии со своими учениками, прогуливаясь по роще академии. Он считал, что физические упражнения, особенно ходьба, стимулируют мыслительный процесс.

Ученик Платона – Аристотель, сын македонского врача, создал свою школу около храма Аполлона Ликея (Волкодава).
«Эта школа, именовавшаяся Лицеем, также находилась на открытом воздухе в аллеях-перипатеях среди платанов, а её учеников прозвали перипатетиками – прогуливающиеся. Сад лицея славился растениями, привезёнными Александром Македонским из Индии, Персии и Египта в подарок Аристотелю, своему учителю и наставнику. Подобные сады философов, или сады-школы, были распространены в Элладе».

Наиболее почитаемыми растениями частных садов, украшенных фонтанами и скульптурами, которые стояли в нишах, - были розы, ирисы, лилии, фиалки, гвоздики. А так же небольшие фруктовые деревья.


Следует отметить, что греческое садовое искусство в своём развитии получило могучий импульс благодаря завоевательным походам Александра Македонского. Вся Азия с её высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. Ещё прежде некоторые греки с восхищением говорили о прекрасных парках восточных владык.


В 146 г. до н.э. Греция стала римской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития.

____________________________________________

Рим.


При создании садов римляне ориентировались на лучшие достижения предшествующих цивилизаций, но одновременно развивали и постигали свою эстетику садов. В эпоху империи в Риме шло грандиозное строительство: возводили мосты, дороги, акведуки, термы. Общественные здания и городские дома были окружены двориками и садами.

Сады располагались и в центре, и на окраине. Архитектура – перистили, дворцы, павильоны, храмы, вольеры – являлась составной частью сада. Аллеи пересекались под прямым углом, а главным украшением служили фонтаны, портики и богато украшенные купольные постройки с бассейнами внутри (нимфеи). Между деревьями находились мраморные статуи, а зелёные кусты были подстрижены самым фантастическим образом. Такая подстрижка была изобретена Матием, другом Августа, и с тех пор называется “Opus Topiarium” (топиарная стрижка)..

Полководцы и патриции, разбогатевшие в военных походах, воздвигали роскошные виллы, выставляя в них многочисленные трофеи, захваченные в разных странах. Из одной только Греции римляне вывезли около ста тысяч ценнейших произведений искусства, статуи из садов Академии и Лицея. Император Нерон, например, приказал доставить из Дельф 500 скульптур для украшения своих дворцов и садов.

Возможно, в садах Рима была склонность к излишнему украшательству и неестественности, о чем мы можем судить из трактата «О сельском хозяйстве» Марка Порция Катона (234-149 гг. до н.э.). В нем он призывал вернуться к природе, подобно эпикурейцам.


Родоначальником римского садоводства принято считать полководца-консула Лукулла (117 – 56 гг. до н.э.). Высокообразованный и тонкий ценитель искусства, он приглашал на свои изысканные пиры поэтов, учёных и философов. Римский парк Лукулла состоял из нескольких садов, он был восстановлен семьёй Медичи в эпоху Возрождения и сохранился до сих пор под названием Медицейской виллы.


Сады в загородных виллах состояли из трех частей: прогулочной, проезжей и парка-парадиза. Прогулочная часть начиналась сразу же от террасы и состояла из прямых симметричных дорожек и аллей, групп цветущих кустарников и обилия редких цветов, которые привозились даже из далёкой Индии. В проезжей части тянулись широкие аллеи, окружённые живой изгородью. В парках-парадизах разводили зверей и птиц, многие из которых становились ручными и сбегались на звук рога во время пиров. Даже фруктовым садам римляне старались придать декоративный, изысканный вид.

Это был век роскоши, чувственных наслаждений и прекрасных садов.

Самая знаменитая и богатая вилла «Тибуртина» около Рима в Тибуре (117 – 138 гг. н.э.) принадлежала поклоннику греческого искусства императору Адриану. Адриан задумал воспроизвести все поразившие его места: афинские Академию и Лицей, египетский храм Сераписа, греческие и римские театры. Предполагается, что весь ансамбль занимал площадь 5 кв.км. Сегодня сохранились только стена одного из портиков и канал.


Археологическую нотку, впервые прозвучавшую в садовом искусстве, подхватили последующие поколения зодчих. С распространением римского владычества, мода на устройство садов была распространена по всей Европе.

Великое переселение народов разрушило эти сады, как и остальные сооружения Древнего Рима. Однако традиции римского садово-паркового искусства нашли своё дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

_______________________________________________________________________________


В последние годы вопросами учёта и изучения памятников садово-паркового искусства занимаются различные международные организации. В рамках ООН существует Комитет по историческим садам, создана Международная федерация ландшафтных архитекторов.
Комитетом по историческим садам составлен перечень памятников садово-паркового искусства многих стран мира. 


К списку