Статьи

К списку

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САДОВОГО ИСКУССТВА. ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), в истории называется средними веками, или эпохой средневековья.

_______________________________________________________________________________


В Европе это было время формирования государств, утверждения христианства, время постоянных междоусобных войн, восстаний и, как следствие, упадка садово-паркового искусства.


Сады чаще стали иметь утилитарное назначение. Обладатели солидных земельных участков ограничивались устройством маленького перистиля по римскому образцу, а о водоемах и фонтанах забыли на несколько веков.

Декоративные растения разводили только в монастырских садах, которые разбивались в соответствии со строгими геометрическими расчетами. Прямые или диагонально перекрещивающиеся дорожки делили участок двора на простые геометрические фигуры. В центре находился колодец или солнечные часы. Деревья в саду росли ровными рядами. Из фруктовых деревьев культивировали яблоню, сливу, абрикос и вишню. Обязательными были грядки с ароматными и лекарственными растениями. Скамейки в саду сооружались из дерна и не располагали к праздному времяпрепровождению.

Интересным приемом был садовый лабиринт, как правило представляющий собой мистический символ, видимый только с высоты. Лабиринт обычно вписывали в квадрат или шестиугольник, его дорожки выкладывались каменными плитками, а кусты, из которых формировались зеленые стены, регулярно подстригались. Лабиринт символизировал паломничество, долгий и извилистый путь к Богу.

_______________________________________________________________________________

В отличие от Европы, в эпоху средневековья наблюдается быстрый расцвет арабского государства.


С возникновением ислама в начале 7 в.н.э. и созданием Халифата, арабы начинают активно вторгаться в соседние страны. Сирия, Персия и Египет были завоеваны в течение всего 25 лет, чуть позже Северная Африка.


В 711 году арабы пришли в Испанию и прошли от Гибралтара до Андалузии. Здесь и сегодня можно видеть сохранившуюся в первозданном виде арабскую архитектуру. Наибольшее число памятников того времени сохранилось в Андалузии, аналогичные примеры архитектуры можно видеть в Севилье и Гранаде. Однако первым и главным местом поселения арабов в Испании была Кордоба (756г.н.э.).


Следуя традиции, в садах Кордовы устраивались водоёмы, фонтаны, искусственные источники. В ровной, неподвижной поверхности водоёмов, в сиянии струй фонтанов, в нежном журчании воды с его бесчисленными звуковыми оттенками заключался источник эстетического наслаждения, духовного и эмоционального переживания. Образ воды, священный в исламе, находил соответствующую себе оправу в простых и благородных материалах, утончённой орнаментике, поэтичных надписях. Обширные прямоугольные пруды располагались у подножия дворцовых построек. На их берегах, покрытых коврами, проходили придворные празднества.Красочным фоном служили сады, за состоянием которых следили опытные садовники. Растения высаживались в виде узоров и начертаний слов. Главенствовали нарциссы, анемоны, левкои, фиалки, белый мак, гвоздики, мята, ромашки, лилии. Больших успехов достигло разведение роз невиданных сортов. На поверхности прудов плавали красивые композиции из листьев и цветов лотоса. Самыми популярными деревьями считались пальма и кипарис. По обычаю IX–X веков в садовой зоне дворцов устраивали зверинцы, куда со всех сторон посылали диковинных экзотических животных.


К сожалению, почти все знаменитые, воспетые современниками постройки и их великолепные сады бесследно исчезли.


Особое место в истории дворцовых сооружений арабского средневековья занимает уникальный по степени сохранности ансамбль Альгамбра в Гранаде.


Вот описание одного из них венецианским путешественником XVI века:


«На самом высоком месте сада расположен среди зелени красивый широкий каскад, спускающийся от площадки, где из скалы вырывается вся масса воды, распределяемая по всему саду. Ее можно запереть несколькими кранами и пускать, куда и как угодно. Терраса устроена так, что возле каждой ступени имеется углубление, куда может собираться вода, и в изгибающихся каменных перилах также сделаны углубления. Наверху же краны расположены так, что воду можно пустить и по углублениям перил, и по углублениям ступеней или же и туда и сюда. Но если желательно больше воды, то можно пустить ее в такой массе, что она заполнит каналы и зальет всю террасу; забава, при коей все лежащие на ступенях принимают невольную ванну».

Вода — это душа Гранады, она просачивается с горных вершин, впитывая соки земли, и щедро изливается в ручьи, реки и каналы.
Основателем Альгамбры был Альгамар (Мухаммед Ибн Аль-Ахмар), правитель Гранадского эмирата - последнего арабского государства на территории ИспанииМавры (так называли арабских и африканских завоевателей Испании, от древнеримского mauros - «темный») считали его чародеем, который с помощью алхимии добывал золото для строительства. Он лично руководил работами зодчих и каменщиков.
Однако до нашего времени дошли более поздние постройки XIV века - строительство дворца завершил Юсуф Абуль Хаджи, не менее мудрый и благородный государь, который знал толк в архитектуре, сам сажал прекрасные цветы и деревья и слыл замечательным поэтом.Главный вход в крепость через Ворота правосудия, на замковом камне арки ворот высечена огромная рука, а на противоположной стороне изображен ключ. Предание гласит, что рука и ключ - колдовские знаки судьбы Альгамбры, заклятие, наложенное чародеем. Как только рука протянется за ключом, башни и стены превратятся в прах и откроют мавританские сокровища.
Вообще вся история Альгамбры полна увлекательных легенд: о прекрасных девушках, зарытых кладах, которые стерегут призраки-мавры, и сокровищах, которые достаются беднякам, имеющим доброе сердце и веселый нрав. Влюбленные в этих легендах, пройдя непростые испытания, почти всегда соединяются и живут долго и счастливо. А в подземном дворце ждет своего часа зачарованный султан Боабдил с зачарованным войском… Но пока рука не делает никаких попыток взять ключ, и туристы спокойно проходят через ворота.
 Вода, по акведукам поступающая с гор Сьерра-Невады, в изобилии наполняла ручьи, бассейны, пруды и фонтаны Альгамбры, и питала благоухающие сады и цветники.

Знаменитые сады Альгамбры в Гранаде, построенные между 1350 и 1500 гг. очень невелики по размерам. Они находятся во внутренних двориках замка и составляют с ним гармоничный ансамбль. За много километров можно видеть могучий замок, как бы растущий из высокой скалы красноватого цвета. Именно этот цвет дал имя замку: "Альгамбра" означает "красная".Но есть и другая, более поэтическая версия. По ночам строители работали при факелах, оставлявших на стенах красные трепещущие отблески.




Дворцовые территории включают несколько самостоятельных садов. Львиный двор, выполненный в персидском стиле шахарбагх, назван так потому, что в центре его стоит фонтан с двенадцатью фигурами львов. Он собирает воду с четырёх сторон. Двенадцать львов, символизирующих двенадцать месяцев, двенадцать знаков Зодиака, поддерживают резервуар Небесных вод. Каждый лев – это солнце, низвергающее поток жизни, а все вместе они представляют вечность.


Миртовый двор совершенно иной. По его продольной оси лежит прямоугольный бассейн, фланкированный двумя рядами фонтанчиков. Большую роль играет зеркальная, поднятая почти до уровня пола поверхность водоёма. Бассейн окружён плотным невысоким кольцом стриженых миртовых кустов. С востока и запада тянутся гладкие плоскости побеленных стен с двойными окнами и нишами, а по торцам расположены аркады на невысоких колоннах. Это – центральная часть дворца Комарес – парадной резиденции гранадских правителей.


В старом дворце Альгамбры есть и ещё несколько небольших садов, крупнейший из них носит имя Линдарахи, одной из сказочных принцесс в богатой легендами истории дворца.Один из таких садов - Сад Линдарахи - назван именем прекрасной девушки, дочери придворного, который выказал преданность своему эмиру.




Само дворцовое здание является прекрасным образцом архитектуры, с тонкими изящными колоннами, окружающими своего рода навесы по периметру, из которых можно наблюдать за садом.

Горный воздух, яркий свет, голубой небосвод, отражённый водоёмами, кипарисы и мирты, апельсиновые деревья и вечнозелёные кустарники, множество душистых цветов создают здесь особую поэтическую атмосферу. Считается, что овеянная легендами Альгамбра подсказала А.С. Пушкину сюжет "Сказки о золотом петушке".

Я тщательно соблюдал местный колорит и достоверность, дабы явить цельную, правдивую и живую картину того микрокосма, того необычайного мирка, в который меня забросил случай и о котором иностранцы имеют крайне туманное представление. Я прилежно стремился обрисовать его полуиспанский, полувосточный облик – в смешении героического, поэтического и несуразного; озарить живым огнем следы былой красоты и очарование осыпающихся стен; поведать о царственных и рыцарских заветах, которыми жили те, чьи шаги по дворцовым плитам давно отзвучали; пересказать причудливые и суеверные легенды, оставленные в наследство нынешнему роду, промышляющему на развалинах…

Если выйти из замка Альгамбры и подняться еще выше по крутой тропе, можно попасть в Хенералифе – женскую, или летнюю, резиденцию. На террасах Хенералифе, лежащих на крутом склоне, разбиты сады с бассейнами, фонтанами, изобилием зелени и цветов. В основе садов Хенералифе – тот же персидский принцип шахарбагх: четыре потока, образующие крест, втекают в центральный павильон или бассейн.С дворцом Хенералифе связана занимательная легенда о царевиче Ахмеде, которому звезды предсказали излишнюю влюбчивость, и отец предусмотрительно заточил маленького мальчика в отдаленный горный дворец, где в уединении старый ученый-философ должен был обучать ребенка всевозможным наукам и оберегать от самого слова "любовь". На свою голову старец обучил мальчика языку птиц, и однажды весной, когда птицы щебетали только одно слово "любовь", голубь объяснил юноше его значение и сказал, что видел в одном прекрасном саду прекрасную девушку, которую мог бы полюбить царевич Ахмед. Так и случилось: голубь передал письмо Ахмеда красавице, а красавица (кстати, тоже заточенная своим отцом, потому что и ей звезды предсказали излишнюю влюбчивость) передала Ахмеду через голубя свой миниатюрный портрет. Кто бы сомневался, что, пройдя много препятствий, влюбленные обретут друг друга!



Рядом с Альгамброй, в Хенералифе, был построен летний дворец Партал высотой 200 м. Его территория несла типичные признаки арабского сада – большое количество воды и растений, расположенных по периметру. Вода подавалась по системе акведуков и резервуаров на высоту двухэтажного здания таким образом, что появилась возможность сделать фонтанчики. Посетитель мог любоваться великолепными видами, переходя из одного сада в другой.


В саду Султанши на склоне есть лестничный марш, по каменным стенам которого проложен желоб с журчащей водой. Протекая по краям лестницы, вода создавала прохладу. Этой лестнице с фонтанами 600 лет, таких сооружений в Европе больше нет.

Основные эстетические качества исламского сада формируется исходя из религиозных принципов, которыми пропитаны все сферы жизни исламского народа. Сады и парки ориентированными на четыре стороны света. Согласно Корану, они делились на 4 части 4 реками – из воды, мёда, молока и вина. С тех пор схема и символизм арабских садов не изменились. Разбивая сады, посвящённые Корану, арабские халифы стремились создать совершенные композиции окружающего пространства, воды, растений и архитектурных сооружений. Трепетное и удивительное исламское восприятие мира создаёт неповторимый стиль, который несёт в себе загадку и волшебную красоту Востока.


Во всем мире мусульманские сады ассоциируются с раем. Они представляют собой живое воплощение сказок Шехерезады.


В истории садово-паркового искусства Западной Европы Испания занимает особое место. Здесь встречались и смешивались традиции Запада и Востока, Европы и Азии, Африки и Америки.


Зарождение мавританского искусства относится к эпохе расцвета Кордовского халифата. Формирование новой цивилизации, вобравшей в себя элементы иберийской, испано-римской, испано-готской, еврейской, собственно арабской и берберской культур, происходило в процессе медленного слияния различных этнических групп, населявших Испанию. Арабская Испания превратилась в самую богатую, населённую и благоустроенную страну Европы.


В то время, как Средняя Европа, поделённая на мелкие государства, истощала свои силы в ничтожных раздорах, арабы создали могущественное государство на Пиренейском полуострове. Мавританские учёные сохранили и развили гидротехнические познания римлян. Они сумели использовать снеговые запасы гор и на недолгое время превратили Испанию в цветущий сад.


Арабы продержались в Испании более 8 веков и дали большой толчок развитию в Европе медицины, архитектуры, садоводства и культуры в целом.


После изгнания мавров испанцы под влиянием религиозного фанатизма уничтожили акведуки, и страна стала снова пустыней. Только на самом юге, вблизи гор Сьерра-Невады, сохранились пышные дворцы и при них роскошные сады.

К списку