Статьи

К списку

ДАОССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОЗДАНИЯ

Когда изменчивость мы замечаем,
То целый мир не может длиться и мгновенье;
Когда мы замечаем неизменность,
То нет конца ни нам, ни миру.
Чему ж завидовать тогда?
                                                                               (Су Ши)

________________________________________________

Согласно философской концепции даосизма, основы которой были изложены Лао-Цзы в «Дао дэ цзин», любая энергия имеет изначально присущие характеристики инь и ян. Бытие держится на равновесии этих первичных, взаимодополняющих и вместе с тем противоположных начал: светлого, тёплого, сухого мужского начала ян и тёмного, холодного, влажного женского начала инь. Вместе они образуют дао – универсальный принцип, проясняющий образы вещей в материальном мире, связывающий человека со всей вселенной и позволяющий ему обнаружить целую вселенную в себе. Всё во Вселенной движется в пространстве и времени, повинуясь Великому Пути, который открывается везде, если человек способен освободиться от повседневных забот и взглянуть на мир глазами своей души, увидеть мир истинным зрением, не искажённым мимолётными желаниями. 

Можно прибегнуть к более понятной аналогии эпохи просвещения: если человек подобен вселенной в миниатюре, то для того, чтоб жить в гармонии с окружающим миром, он должен сначала найти её в самом себе.

Изучение Фен-Шуй начинается с осознания того, что дао присутствует как в окружающем мире, так и в человеке. Мы должны понять своё место в мире и научиться работать с энергией ци, пронизывающей всё сущее. С даосской точки зрения искусство Фен-Шуй заключается в интерпретации схем и моделей бытия, существующих во вселенной, и в интуитивном постижении взаимозависимости всех вещей.

Наши отношения с дао составляют основу практики Фен-Шуй. Чтобы эти отношения были плодотворными, нужно понимать, что дао – это суть жизни во всех её проявлениях. Когда человеческая оболочка стареет и становится хрупкой, она в конце концов разрушается, и заключённая в ней энергия возвращается во вселенную, откуда она пришла. Но изменениям подвержена только физическая оболочка. Наша вечная составляющая, изначальная суть дао, пребывающая во всех вещах, существует вечно. Мы предпочитаем не замечать этого круговорота, поскольку сосредоточены на различиях между вещами и классификации сущностей. Возможно, такова природа человека. Но если мы ослабим привязанность к внешним проявлениям своей личности, то поймём, что всё живое связано нитями и потоками энергии. Чем ближе мы находимся к дао, тем отчётливее видим эти потоки энергии и тем легче можем двигаться вместе с ними.

Мастера Фен-Шуй знают, что всё происходит от дао и возвращается к нему. Эти перемены, или трансформация энергии, и есть источник круговорота вещей. Самыми известными произведениями по теории перемен считаются «Трактат о тай-цзи» (или «Объяснение плана Великого Предела») Чжоу Дуньи и «Трактат о Великом Пределе» Шао Канцзе.

К списку